«Дворцы коммунизма» 1934-41 гг.

 

В середине 30-х годов, после разгрома конструктивизма и провозглашения принципиально нового подхода в идеологии архитектуры Советской России, Я.Чернихов, как и многие другие, подвергся жестокой критике. Из библиотек были изъяты его книги, а уже склишированные труды не были изданы.
Несмотря на это, Чернихов сохраняет способность генерировать новые идеи.

Теперь уже действительно в пиранезианском стиле, в период 1934-1946 гг. он создает циклы работ «Архитектура дворцов», «Архитектурные ансамбли», «Архитектура будущего», «Архитектура мостов», «Дворцы коммунизма», в которых не только исследует образ архитектуры новой эпохи, но и вопросы формирования архитектурного ансамбля.

«Архитектура, как искусство пространственных форм, как постоянно видимый и ощущаемый образ, является одним из могущественных факторов убедительной пропаганды великих идей коммунизма. Героика сталинской эпохи, несомненно, найдет в архитектурных сооружениях тот выразительный и лаконичный образ, который выдвинет особую категорию композиционных трактовок пространственных форм. Пышность и парадность, подъем и торжество, радость и счастье, мощь и силу — все это я стремился отобразить в композиционных фантазиях «Дворцы коммунизма».

В общих ансамблях дворцы коммунизма центрируют собой виднейшие сооружения, влияя на силуэт города. Вопрос силуэта города играет весьма значительную роль при осуществлении сооружений в натуре.

Образу-форме сооружения я придаю огромное значение, почему и стремлюсь в каждой композиции найти новое звучание, новую трактовку, новый композиционный комплекс архитектурных объектов.

Параллельно с тем, что я использую все богатство прошлого, но в новом его звучании, в унисон нашей советской социалистической действительности, я стремлюсь найти новый стиль, новые архитектурные формы и новые виды отображения творческих представлений.

Поэтому я сосредоточил свое внимание на архитектурных фантазиях, так как считаю, что только таким путем имеется возможность разрешить столь сложную и ответственную проблему идеологической обоснованности сооружения… Глубокая творческая проработка решения объемно-пространственных объектов в ясных, идейно-выдержанных обоснованиях помогут нам создать социалистическую советскую архитектуру. И так как параллельно с этим затрагиваются вопросы широкого ансамбля, то необходимо композиционным образом выкристаллизовать все то богатство форм и организации пространства, которые мне мыслятся и представляются».